РАКЕТЫ ДЛЯ ВООРУЖЕНИЯ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ


Крылатая ракета Х-28


     В начале семидесятых годов успешно проводились работы по оснащению самолетов-носителей дальней стратегической авиации ударными управляемыми крылатыми ракетами класса «воздух–поверхность». На самолетах фронтовой авиации аналогичного управляемого вооружения не было.
     История создания ракеты Х-28 интересна не только в направлении развития тематики МКБ «Радуга», но и в части развития систем вооружения тактической авиации в общем.
     В инициативном порядке наше предприятие совместно с ОКБ Яковлева вышло в правительство с предложением создать противорадиолокационную ракету для применения в составе комплекса авиационного вооружения самолета Як-28П. Инициатива промышленности была поддержана, и 1963 году выходит постановление правительства на разработку фронтовой системы управляемого реактивного вооружения К-28П на базе самолета Як-28П и противорадиолокационной крылатой ракеты Х-28. Крылатая ракета Х-28 предназначалась для поражения работающих радиолокационных станций (РЛС) обнаружения воздушных целей, наведения истребителей, управления зенитным оружием и других РЛС, работающих в трех фиксированных диапазонах длин волн.
     При рассмотрении эскизного проекта самолета-носителя Як-28П ОКБ Яковлева оказалось, что по результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 из-под крыла самолета и сохранении второй ракеты под другим крылом, самолет Як-28П терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов. Комиссия ВВС не сочла возможным принять материалы эскизного проекта и ракета Х-28 осталась временно без самолета-носителя.
     Преодолевая сопротивление внешних и внутренних оппонентов, Александр Яковлевич добивается создания на базе самолета Як-28П летающего самолета-лаборатории для испытания ракеты Х-28 в практических пусках. Устойчивость и управляемость самолета обеспечивались тем, что одновременно с пуском ракеты с симметричной точки подвески другого крыла сбрасывался габаритно-массовый макет ракеты Х-28, то есть практически имитировался парный пуск ракет. Главной целью были испытания ракеты, и они дали положительные результаты.
     Мишенная обстановка для испытания головки самонаведения ракеты характеризовалась многовариантностью и многопараметричностью, что влекло за собой необходимость проведения большого числа облетов мишеней и проведения большого числа пусков со специально оборудованного самолета-лаборатории. В качестве такого самолета-лаборатории был оборудован самолет Ан-12. Такие широкомасштабные летные испытания ракеты Х-28, в первую очередь ее системы управления, позволили накопить бесценный опыт, использованный впоследствии при создании противорадиолокационной ракеты Х-58.
     Одновременно проводятся работы по применению ракеты на ряде самолетов разработки ОКБ Сухого – Су-7БМ, Су-17М, именно это позволило сохранить само существование ракеты.
     Основные научно-технические проблемы, возникавшие в процессе разработки ракеты, сводились в основном к достижению предельно минимальных размеров ракеты, определяе мых условиями размещения на самолете-носителе, что в свою очередь обусловило предельно жесткие требования по весам и габаритам комплектующих ее бортового оборудования и систем.
     В итоге крылатая ракета Х-28 была первой в отечественной практике фронтовой ракетой весом менее 700 кг. Ракету можно было разместить на фронтовых самолетах-носителях, и она была единственной в стране ракетой с пассивной головкой самонаведения, предназначенной для поражения радиолокационных станций, работающих в режиме непрерывного излучения.

Диапазон дальности полета, км 18…120
Максимальная скорость полета, км/ч 3300

     Опыт аэродинамического проектирования, накопленный предприятием, в полной мере был использован при создании ракеты Х-28. Ракета практически представляла аэродинами ческий аналог ракет семейства Х-22 с габаритными размерами, позволяющими ее размещение на фронтовом самолете.
     Крылатая ракета Х-28 включала в свой состав пассивную радиолокационную головку самонаведения, электрогидравли ческий автопилот с термостатированием гидравлической системы, фугасную с активной оболочкой боевую часть, жидкостно -ракетный двигатель и электрооборудование с источниками питания.
     В компоновке ракеты были применены ранее апробирован ные при создании крылатых ракет в интересах дальней авиации принципы построения и технические решения:
     – головка самонаведения ракеты строилась в однолитерном исполнении, что предопределило варианты исполнения ракеты в зависимости от типа поражаемой РЛС-цели;
     – установка блоков системы управления, электрооборудо вания и боевого снаряжения осуществлялась через люки на корпусе ракеты, закрываемые съемными крышками;
     – установка моноблока пассивной головки самонаведения и подход к ней в процессе эксплуатации осуществлялся при снятом головном радиопрозрачном обтекателе.
     Ракета Х-28 эксплуатировалась не только военно-воздуш ными силами Советского Союза и стран-участниц Варшавского Договора, но и поставлялась на экспорт в составе комплексов ракетного вооружения самолетов ОКБ Сухого.




     Ракета Х-28.
     Государственная премия 1970 года.
Крылатые ракеты А.Я. Березняка





Противорадиолокационная ракета Х-58 (Х-58Э)



     Развитие ракетного двигателестроения, усовершенствова ние аппаратуры управления ракет привело к разработке более совершенных ракет, необходимых для вооружения самолетов -носителей с большим количеством управляемого авиационно го вооружения.
     Ракета Х-58 – первая ракета МКБ «Радуга» с твердотоп ливным ракетным двигателем – предназначается для поражения в тактической и ближней оперативной глубине работающих наземных радиолокационных станций (РЛС) различных диапазонов волн. В зависимости от радиотехнических параметров РЛС-целей ракета комплектуется литерными головками самонаведения различных диапазонов.
     От ракеты-аналога Х-28 ракету Х-58 отличает, прежде всего, высокая эксплуатационная технологичность за счет применения твердотопливного ракетного двигателя, не требующего обслуживания в процессе всего периода эксплуатации ракеты. Уменьшение габаритов ракеты Х-58 по отношению к ракете Х-28 достигнуто за счет разработанной предприятием и впервые примененной прогрессивной компоновки, удовлетворяющей выполнению следующих требований:
     – твердотопливный двигатель и боевая часть ракеты выполнены в виде независимых агрегатов, несущая оболочка которых является и корпусом ракеты;
     – аппаратура управления (головка самонаведения и автопилот) и система электропитания размещены в головной части ракеты, что обеспечивает хороший доступ к ним в процессе эксплуатации, максимально упрощает электрические связи между ними и с самолетом-носи телем и позволяет оптимально использовать охлаждающий воздух, подаваемый с носителя в совместном полете;
     – крылья, оперение, гаргроты, передний и задний обтекатели выполнены легкосъемными и взаимозаменяемыми;
     – отсеки и агрегаты ракеты являются функционально и технологически законченными производственными единицами, что позволяет при крупносерийном и массовом производстве ракет организовать необходимую кооперацию и создать широкий фронт работ.
     Захват цели ракетой осуществляется под самолетом-носи телем пассивной радиолокационной головкой ПРГ-58, которая обеспечивает поиск по сигналам от аппаратуры целеуказания, захват и сопровождение РЛС-цели в рабочем секторе углов, ограниченном конусом с углом 60 градусов и наклоном оси конуса на 15 градусов вниз относительно продольной оси ракеты.
     Отцепка ракеты Х-58 от самолета-носителя – принудитель ная, с помощью авиационного катапультного устройства (АКУ-58) рычажного типа, которое сообщает ракете вертикальную скорость до 5 м/с. Безопасность самолета-носителя обеспечена, помимо применения катапультного устройства, комплексом мероприятий, включающим начальное отклонение рулей высоты на пикирование, выбором тяги стартового режима и момента ее подключения, а также программой кабрирования, которая меняется в функции условий отцепки. Реализация этих мероприятий обеспечила не только безопасность самолета-носителя на участке старта, но и возможность использования ракеты Х-58 вплоть до отцепки с высоты 100 м. И хотя АКУ-58 было разработано в интересах ракеты Х-58, оно применялось в дальнейшем для целого ряда авиационных ракет с унифицированными узлами подвески.
     Управление ракетой в автономном полете производится по сигналам пассивной головки самонаведения и системы автономного управления.
     При подлете к цели на высоте примерно 5-7 метров производится подрыв боевой части ракеты по команде, выдаваемой неконтактным оптическим взрывателем. В случае его несрабатывания подрыв боевой части осуществляется при встрече ракеты с преградой по сигналу замыкания контактных датчиков, установленных на ракете.
     Необходимая точность попадания ракеты обеспечивается соответствующими точностными характеристиками ПРГ-58, законом наведения с упреждением и использованием угловой скорости линии визирования. Для повышения вероятности попадания предусмотрен поиск цели в случае ее потери на траектории, в том числе при кратковременном прекращении работы РЛС-цели.
     Крылатая ракета Х-58 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением и прошла полный цикл отработки, включая летные испытания. При разработке ракеты Х-58 использовался метод полунатурного моделирования, с помощью которого выполнены комплексные исследования динамики и проведена отработка аппаратуры управления и бортовых систем. Был изготовлен специализированный комплекс моделирования, который обеспечил необходимые условия для исследования динамических характеристик ракеты.

Диапазон высот пуска, м 200-5000
Максимальная дальность полета, км 65

     Естественным желанием разработчика ракеты является обеспечение ее применения в составе комплексов ракетного вооружения максимального количества самолетов-носителей. Высокие летно-технические характеристики самолета-носите ля МиГ-25БМ позволяли существенно расширить тактические возможности ракеты Х-58. Однако особенности эксплуатации в составе этого носителя, а именно: существенное возрастание температуры в совместном и автономном полете ракеты, увеличение нагрузок на агрегаты ракеты в процессе автономного полета и увеличение продолжительности автономного полета – требовали проведения доработок. А увеличение времени работы бортовой аппаратуры ракеты вело к изменению логики формирования траектории полета.

Противорадиолокационная ракета Х-58 на подвеске под самолетом Су-25

     Технические предложения по применению ракеты Х-58 в комплексе вооружения самолета-носителя МиГ-25БМ – одна из последних работ с Александром Яковлевичем. Разработка последующих модификаций проводилась уже под руководством Генерального конструктора МКБ «Радуга» Селезнева И.С.





Фронтовая авиационная крылатая ракета Х-59 с телевизионной системой наведения «ТЕКОН-1» (система ракетного оружия «ОВОД»)



     В начале 70-х годов одной из первоочередных задач вооружения отечественной фронтовой авиации становится создание систем ракетного оружия с высокоточными авиационными ракетами с телевизионно-командной системой наведения. Именно такие системы обладают возможностью гибкого и эффективного применения во фронтовых ситуациях, характеризующихся большой степенью неразрешенности относитель но рельефа местности, типов целей и их характеристик, противодействия противника и т.д.
     Система ракетного оружия «ОВОД» с ракетой Х-59, оснащенной высокоточной телевизионно-командной системой маршрутной навигации и конечного наведения на цель, предназна чается для поражения заранее разведанных малоразмерных одиночных целей как на сухопутных, так и на морских (в прибрежной полосе) театрах военных действий. Применению ракеты предшествует тщательная предполетная подготовка экипажа самолета-носителя на земле, во время которой изучаются отличительные признаки цели, характер местности в районе расположения цели, визуально обнаруживаемые характерные ориентиры в районе поиска цели и протяженные ориентиры по маршруту ее полета с использованием карты, аэрофотосним ков или телевизионных изображений, предварительно записанных на видеомагнитофон. Выбирается маршрут полета самолета до точки пуска ракеты, маршрут полета ракеты к цели, исходя из возможных зон расположения объектов противовоздушной обороны потенциального противника.
     После отделения ракеты от самолета устанавливается устойчивая двусторонняя радиосвязь ракеты с самолетом и изображение местности пролета, попадающей в поле зрения телевизи онной камеры аппаратуры ракеты, появляется на телевизион ном экране в кабине штурмана-оператора. Самолет-носитель совершает разворот с боевого курса по выходу из зоны действия предполагаемых средств ПВО, а ракета продолжает полет в направлении цели. Непосредственное (прямое) попадание ракеты в заданную к поражению цель обеспечивается также участием человека (штурмана-оператора) атакующего самолета. Аппаратура ракеты, в обеспечение лучшего распознавания ориентира или цели, позволяет штурману-оператору менять фокусное расстояние объектива телевизионного координатора, то есть «искусственно» приближать цель. Выбрав и распознав цель, штурман совмещает подвижное электронное перекрестие с изображением выбранной для наведения точки цели и удерживает его до момента попадания ракеты в цель или передает отдельной командой эти свои функции электронике головки самонаведения.
     Прием с борта ракеты изображения местности осуществляется аппаратурой, находящейся в подвесном аппаратурном контейнере, входящем в состав системы «ОВОД» и размещаемом под корпусом самолета.
     В зависимости от характера подстилающей местности, наличия средств противодействия противника и погодных условий на маршруте полета ракета по командам с самолета-носи теля может менять свою высоту полета.
     Крылатая ракета Х-59 выполнена по схеме «бесхвостка» с «Х-образным» расположением крыла и дестабилизатора изменяемо й геометрии. На задней кромке крыла расположены элевоны. Дестабилизатор изменяемой геометрии обеспечивает приемлемую балансировку ракеты при большой разбежке центров масс после сброса стартового двигателя. Впереди крыла расположены два боковых сопла маршевого порохового ракетного двигателя, имеющие наклон относительно плоскости симметрии ракеты.
     На начальном этапе разработки стояла задача – обеспечить максимальную унификацию по компоновке и аэродинамичес кой схеме с находившейся в то время в разработке и предназна ченной также для вооружения самолета Су-24М противорадиолокационной ракетой Х-58. Цель – сохранить по возможности уже отработанную аэродинамическую схему ракеты, конструктивное построение ракеты и комплектующих ее систем, точки стыковки ракеты с пусковыми устройствами самолетов -носителей, средства хранения и обслуживания ракеты в процессе ее наземной эксплуатации. Однако после подключения специализированных предприятий-разработчиков аппаратуры телевизионно-командной системы наведения пришлось отказаться от такого принципа построения ракеты, так как был принят вариант исполнения антенного устройства ракеты в виде двухзеркальной остронаправленной антенны с гиростабилизированным приводом. Такое решение наиболее полно удовлетворяло требованиям, предъявляемым к радиолиниям связи ракеты с самолетом, и являлось наиболее перспективным в части наращивания в дальнейшем дальности линии связи.
     Новизна и сложность аэродинамической компоновки ракеты потребовали проведения большого объема исследователь ских и экспериментальных работ, в том числе проведения продувок в трубах ЦАГИ. Впервые в аэродинамической трубе Т-109 был проведен уникальный эксперимент по снятию характеристик ракеты с работающим маршевым двигателем и оценено влияние струи продуктов сгорания топлива на аэродинамические характеристики ракеты и на эффективность ее органов управления.
     Компоновочное построение ракеты велось аналогично ранее апробированному при разработке противорадиолокацион ной ракеты Х-58, то есть по прогрессивной компоновке, объединяя в одном отсеке наиболее функционально связанные между собой системы бортового оборудования ракеты и отрекаясь от вкладных вариантов исполнения двигателя и боевой части.
     Маршевый твердотопливный двигатель ракеты выполнен с боковыми соплами, а стартовый двигатель, обеспечивающий опережение ракетой самолета-носителя, крепится «тандемно» к хвостовому отсеку ракеты и сбрасывается в полете для обеспечения работоспособности линии связи.
     В процессе отработки линии связи на летных испытаниях наибольший интерес представляли вопросы обеспечения вхождения в связь и ее удержания при совершении эволюций ракетой и самолетом-носителем.
     Технологическая и функциональная законченность отсеков и агрегатов ракеты Х-59 и подвесного аппаратурного контейнера ПК-9 обеспечивает при крупносерийном производстве ракеты необходимую кооперацию и широкий фронт работ.
     Заложенные про проектировании ракеты конструктивные и компоновочные решения позволили в дальнейшем развернуть работы по созданию ее модифицированных образцов с более высокими тактико-техническими характеристиками (ракета Х-59М).
     Интересно отметить, что в процессе разработки ракеты Х-59 впервые было предложено применение в составе ракеты коротко-ресурсного турбореактивного двигателя, который обеспечивал бы полет ракеты на предельные дальности действия трансляционно-командной линии связи. При этом исходя из условия непревышения стартового веса ракеты такое решение позволяло бы увеличить массу боевого снаряжения ракеты более чем в два раза. Данные предложения нашли поддержку со стороны Управления вооружения Военно-Воздуш ных Сил страны, обязавших промышленность ускорить работы по созданию такого двигателя. Но отсутствие в стране короткоресурсных малогабаритных ТРД не позволило на данном этапе разработки претворить эту идею в жизнь.
     Ракета Х-59 запущена в серийное производство и принята на вооружение Военно-Воздушных Сил страны. В составе комплексов авиационного вооружения самолетов ОКБ Сухого ракета находилась на вооружении и стран-участниц Варшавского Договора.

Фронтовая авиационная крылатая ракета Х-59 с телевизионной системой наведения «Текон-1» на подвеске под самолетом Су-27





     Ракета Х-59.
     Государственная премия 1984 года.