РАКЕТЫ ДЛЯ ВООРУЖЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА (ВМФ)


     

Крылатая ракета П-15


     Ракета П-15 – первая самостоятельная разработка филиала ОКБ-155. Выполнялась при непосредственном участии А.Я. Березняка.
     Комплекс реактивного вооружения системы П-15 предназначен для нанесения ударов по боевым кораблям и транспортам противника. Созданием этого комплекса утверждается значимость боевых катеров-ракетоносцев как эффективного ударного средства в системе ВМФ для уничтожения кораблей, борьбы против десантных средств и охраны побережий. Преимущества ракет П-15:
     – меньшая радиолокационная отражательная поверхность катеров-ракетоносцев, оснащенных реактивным вооружением системы П-15, на дальности стрельбы 35 километров позволяет примерно на 15 минут раньше обнаружить и поразить крейсер;
     – вероятность попадания ракетой П-15 в легкий крейсер в 10 раз больше вероятности попадания торпедами;
     – время атаки ракетами П-15 составляет 75 секунд, притом из зоны, недосягаемой для корабельной артиллерии, суммарное же время торпедной атаки с расстояния 20-30 километров будет длиться около 45 минут (за это время на торпедный катер может быть обрушено от 15 до 30 тысяч снарядов скорострельной артиллерии с атакуемого боевого корабля);
     – стоимость катера-ракетоносца в 40 раз меньше стоимости эскадренного миноносца и в 200 раз – стоимости крейсера;
     – высокая мобильность катеров-ракетоносцев позволяет при достаточно большой автономности плавания – до 800 миль для катеров проекта 205 – сосредоточить их в кратчайший срок в нужном оперативном районе.

Диапазон высот полета, м 150-300
Максимальная дальность полета, км 40
Скорость полета, км/ч 1150


     Экспортная привлекательность ракеты состояла в высокой точности, надежности и простоте эксплуатации. В разное время она поставлялась более чем в двадцать стран мира. В конце 50-х годов документация на изготовление ракет П-15 была передана Китаю.

     Высокая боевая эффективность комплекса вооружения системы П-15 была подтверждена на практике – комплекс использовался противоборствующими сторонами в региональных военных конфликтах. В индо-пакистанском конфликте набег на порт Карачи дивизиона индийских катеров привел к поражению пакистанских судов, стоящих на рейде. Кроме того, ракетами П-15, выпущенными по береговой радиоконтрастной цели, был полностью сожжен нефтеперегонный завод с наземными резервуарами нефтехранилищ, в результате которого пакистанская военная техника лишилась запасов топлива. В этом случае индийские моряки творчески оценили возможности своего оружия: они применили ракеты П-15 по наземной цели, стрельба по которым инструкциями и наставлениями не предусматривалась.

Старт ракеты П-15

     Ракета П-15 выполнена по самолетной схеме с крылом малого удлинения. Впервые была реализована трехперая осесимметричная схема хвостового оперения с одинаковыми поверхностями, что позволило удобно разместить стартовый двигатель на ракете. Применение на ракете маршевого двигателя – двухрежимного ЖРД, позволило улучшить динамические характеристики ракеты в полете. Конструкция ракеты была выполнена из алюминиевых сплавов.
     Оригинально решен вопрос крепления стартового двигателя с помощью одного переднего узла и двух задних регулируе мых узлов, что позволило снизить до приемлемых значений величину возмущающих моментов от тяги стартового двигателя. И что самое замечательное, отделение стартового двигателя происходило под действием его собственного веса и встречного потока воздуха после выгорания порохового заряда. Механизм крепления стартового двигателя был признан как изобретение.

     При создании комплексов реактивного вооружения системы П-15 были решены совершенно новые технические задачи, а именно:
     Крылатые ракеты А.Я. Березняка

     – получение минимальных габаритов крылатой ракеты, необходимых для размещения ее на катере;
     – обеспечение работоспособности вооружения при воздействии значительных ударных и вибрационных нагрузок в течение длительного времени плавания катера;
     – старт ракеты с коротких направляющих в условиях качки при одновременном воздействии значительных вертикальных и боковых ударных перегрузок;
     – высокие точности выхода катера на боевой курс и его удержание в период старта;
     – защита корабельных конструкций и личного состава катера от воздействия газовой струи и звуковой ударной волны при срабатывании стартового двигателя ракеты;
     – автономность крылатой ракеты и катера-ракетоносца после старта ракеты.

     При разработке ракеты П-15 впервые были составлены «Основные данные для расчета на прочность», послужившие основой для создания отдельных норм прочности для крылатых ракет.
     Для ракет П-15 впервые было разработано и изготовлено крыло литьем методом выжимания. Эта работа на ВДНХ в 1960 году была удостоена большой серебряной медали.
     Комплекс П-15 намного опередил свое время и послужил началом рождения нового вида вооружения кораблей – ударных ракетных комплексов.




     Ракета П-15.
     Ленинская премия 1961 года.





Крылатая ракета П-15У




     Крылатая ракета П-15У является модификацией ракеты П-15 и отличается от нее складыванием консолей крыла. Основные летно-технические характеристики ракеты П-15У не отличались от характеристик ракеты П-15.
     Ракета применялась в комплексе вооружения катеров проектов 205У, оборудованных контейнерными пусковыми установками. Сохранилась возможность применения ракет с катеров проектов 183Р и 205.
     В ракете П-15У впервые для крылатых ракет был реализован процесс раскладывания крыла в полете. Осуществлялось это специальным механизмом при старте после прохода ракетой надстроек корабля. Основной частью механизма раскладывания крыла являлся силовой цилиндр, шток с плунжером которого перемещался вдоль вертикально расположенной направляющей. С плунжером связаны промежуточные тяги и качалки, с помощью которых и осуществляется поворот консолей крыла. Складывание консолей крыла уменьшило поперечные габариты ракеты. Это позволило улучшить условия транспортировки ракет, уменьшить габариты и увеличить жесткость контейнера пусковой установки , улучшить архитекту ру катера, уменьшить его парусность и радиолокационную заметность и соответственно уменьшить (на 40%) площадь помещений для хранения и подготовки ракет. Вместо вставных баков были реализованы баки-отсеки для окислителя.
     Смелые конструктивные решения по складыванию крыла, заложенные А.Я. Березняком в ракету П-15У, положили начало сложившейся в МКБ «Радуга» конструкторской школе, широко использующей концепцию изменения геометрии летательного аппарата с целью минимизации габаритов ракеты. Такие решения создают условия для совершенствования пусковых установок и уменьшения потребных объемов ракетоносителей, предназначенных для размещения боекомплектов.





Крылатая ракета П-15М («ПУМ», «Термит», ПК-51)


     Ракета П-15М является модификацией ракеты П-15 в части увеличения дальности стрельбы, уменьшения высоты полета, повышения боевой эффективности комплекса и повышения помехозащищенности системы управления.

Диапазон высоты полета, м 25, 50
Максимальная дальность полета, км 80
Скорость полета, км/ч 1150


     
По аэродинамической схеме и аэродинамическим характерис тикам ракета П-15М мало отличается от ракет П-15У.
     Увеличение дальности полета ракеты до 80 км было получено за счет большего количества заправляемого топлива и применения нового стартового двигателя с увеличенным суммарным импульсом. Для ракеты П-15М была разработана вновь фугасно-ку мулятивная боевая часть повышенной эффективности.
     Уменьшение высоты маршевого полета до 25м было реализовано за счет оснащения ракеты радиовысотомером малых высот вместо статоскопа, используемого на ракетах П-15 и П-15У.
     Фюзеляж ракеты П-15М представляет собой цельнометал лическую сварную конструкцию из листового материала АМГ-6 вместо клепаной конструкции из алюминиевых сплавов ракет П-15У. Крыло, хвостовая часть с оперением и механизм раскладывания крыла заимствованы с ракеты П-15У без изменений.

     Были и другие модификации ракеты П-15.

Погрузка ракеты П-15М на катер





     

Береговой подвижный комплекс ракетного оружия «РУБЕЖ»



     Комплекс ракетного оружия «Рубеж» предназначен для поражения различного класса надводных кораблей, в том числе и малоразмерных быстроходных целей типа торпедного катера. Он может использоваться для защиты военно-морских баз или участков побережья, на которых возможна высадка морских десантов, а также для защиты островных и проли2вных зон.
     С самого начала разработки А.Я. Березняк поставил задачу скомпоновать все элементы комплекса, обеспечивающие его боевое применение, на одном подвижном автомобильном шасси, а именно:
     – аппаратуру обнаружения и целеуказания;
     – две крылатые ракеты «Термит-Р»;
     – аппаратуру подготовки и проверки ракет;
     – источники питания;
     – системы связи и жизнеобеспечения экипажа.
     Таким образом, в отечественной практике впервые был создан береговой подвижный комплекс, содержащий в своей основе самоходную пусковую установку на базе автомобиль ного шасси высокой проходимости МАЗ-543М.
     Особенностью комплекса является его высокая мобильность, автономность, способность за короткое время преодолевать значительные расстояния, вести стрельбу с необорудо ванных стартовых позиций.
     Время развёртывания самоходной пусковой установки из походного положения в боевое состояние составляет всего 15 минут. Экипаж самоходной пусковой установки составляет 6 человек.
     В этом комплексе используется противокорабельная ракета П-15М (МТ) комплекса «Термит» с проведенными доработками в части системы управления с целью обеспечения возможности стрельбы с закрытых позиций. Доработка заключается в послестартовом довороте, установлении режима полета на высоте 250 метров над сушей с последующим снижением на высоты 25 либо 50 метров над поверхностью моря, осуществлении раскладки крыла от порохового газогенератора. Ракета «Термит» может быть использована как с СПУ «Рубеж», так и с надводных кораблей.
     Высокие боевые и эксплуатационные характеристики комплекса «Рубеж» позволили заключить соглашения с рядом зарубежных стран о его поставках.

Береговой подвижный комплекс «Рубеж»





     

Крылатая ракета 85Р корабельного противолодочного комплекса «Метель»


     Крылатая ракета 85Р – первая в отечественной практике ракетостроения крылатая ракета для целей противолодочной обороны. В составе управляемого противолодочного комплекса «Метель» ракета 85Р предназначена для поражения подводных лодок в подводном положении. Применение в противоло дочном ракетном комплексе управляемой крылатой ракеты, согласно исследованиям Заказчика, обеспечивало существен ное повышение эффективности комплекса по сравнению с применением баллистической ракеты аналогичного назначения.
     Комплексом «Метель» оснащались корабли ПЛО проектов 1134А, 1134Б и 1135.
     В состав комплекса входили:
     – крылатые ракеты с самонаводящимися противолодочны ми торпедами в качестве боевых частей;
     – пусковые установки;
     – корабельная аппаратура пусковой автоматики;
     – средства наземного обслуживания.
     
Организация процесса управления ракетой давала возможность, не снижая эффективности комплекса, доставлять торпеду в район обнаружения подводной лодки с околозвуковой скоростью, это упрощало задачу обеспечения заданных массогабаритных параметров ракеты и всю задачу построения системы торпедометания.
     В связи с жёсткими габаритными ограничениями при размещении боекомплекта ракет на кораблях-носителях, была разработана оригинальная компоновочная схема ракеты. С целью уменьшения длины ракеты боевая часть – торпеда – была размещена под корпусом ракеты, а минимальный поперечный габарит достигался за счёт складывания консолей крыла и киля.
     Аэродинамическая схема ракеты 85Р – «бесхвостка». Цилиндрическая часть фюзеляжа плавно переходит в специально спрофилированную хвостовую часть, заканчивающуюся рулём направления («рыбий хвост»). Такое решение конструкции руля направления на ракете применено впервые и было признано изобретением. В целом аэродинамическая схема ракеты 85Р не имеет прототипа в практике отечественного ракетостроения.

Пуск ракеты 85Р со сторожевого корабля проекта 1135

Ракета 85Р комплектовалась:
     – бортовой аппаратурой радиоуправления;
     – автопилотом;
     – электрооборудованием;
     – двумя стартовыми двигателями;
     – противолодочной торпедой с системой торпедометания.
     Для ракеты был разработан маршевый твёрдотопливный двигатель, обеспечивающий дальность полёта до 50 км. Маршевый полёт в район цели осуществлялся на постоянной высоте (600 или 800 м в зависимости от дальности стрельбы), обеспечиваемой автопилотом по сигналам от корректора высоты.





Крылатая ракета «Москит»



     Создание крылатой ракеты «Москит» является логическим продолжением усовершенствования противокорабельных ракет малоразмерных надводных кораблей ВМФ в направлении повышения эффективности их боевого применения в условиях как современного, так и перспективного огневого и радиоэлек тронного противодействий.
     Ракета «Москит» в составе корабельного комплекса предназначена для поражения надводных кораблей, ракетных катеров, как водоизмещающих, так и на воздушной подушке и на подводных крыльях.
     Комплексом «Москит» вооружены ракетные катера проекта 1241.1 и корабли проектов 956 и 1239.
     Основная концепция создания ракеты была разработана в начале 70–х при непосредственном участии А.Я. Березняка.
     Впервые в практике отечественного ракетостроения:
     – сверхзвуковая противокорабельная ракета укомплекто вана прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), обеспечивающим длительный полёт ракеты на предельно малой высоте;
     – в аэродинамическую схему ракеты заложено четыре боковых полукруглых воздухозаборника, работающих на одну камеру сгорания ПВРД;
     – стартовый двигатель размещен в камере сгорания маршевого двигателя;
     – конструкция ракеты обеспечивает складывание не только консолей крыла, но и управляемых рулевых поверхностей с последующим раскладыванием их в полёте, что уменьшает поперечные габариты ракеты и позволяет размещать их в пусковой установке.
     В состав комплекса «Москит» входят:
     – крылатые ракеты;
     – корабельная система управления;
     – пусковые установки;
     – комплекс наземного оборудования.

Старт ракеты «Москит»

     Для ракеты была разработана активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения, а также высокоэффек тивное боевое снаряжение на основе проникающей боевой части массой 300 кг с увеличенным коэффициентом наполнения.
     Схема боевого применения ракеты не отличается от схем применения ранее разработанных противокорабельных ракет. Отличие заключается лишь в высочайших лётных характеристиках.

Высота полета, м 20
Максимальная дальность полета, км 120
Скорость полета, км/ч 2800

     На конечном участке полёта осуществляется противозенит ный маневр типа «змейка».
     Комплекс «Москит» на вооружение был принят в 1984 году.

     В зарубежной печати эта ракета оценивается как « … новое смертоносное оружие русских – крылатая ракета, которая летит столь быстро, что способна надвое разломить военный корабль, даже не взрываясь. США не имеют ничего подобного, что могло бы сравниться с этой ракетой. Не имеют и средств защиты от неё».